Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является актуальной в современном мире. Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи оказывает положительное воздействие на работу речевых зон головного мозга. Благодаря этому формируется зрительно-двигательная координация пальцев рук, развивается речевая деятельность и графические навыки.
Зарубежные и отечественные психологи и педагоги отмечали зависимость между речью и мелкой моторикой. В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, М.М. Кольцова исследовали особенности развития мелкой моторики рук у дошкольников с общим недоразвитием речи. Ученые заметили, что у детей с нарушениями речи снижен уровень развития координации движений пальцев рук. В пальцах каждой руки ребенка находится большое количество рецепторов, которые посылают импульсы в центры мозга, контролирующие речевое развитие и согласованность движений пальцев рук. Поэтому дошкольники с недостаточно развитой мелкой моторикой испытывают трудности в простых, даже примитивных действиях, которые доступны для остальных детей.
Развитие мелкой моторики пальцев рук – это один из главных показателей готовности детей к поступлению в школу. У детей с нарушением речи возникают трудности при письме. Для техники письма требуется работа всех мышц кисти руки и координации движений пальцев. Недостаточно развитая мелкая моторика пальцев рук ведет к проблемам в игровой, а далее в учебной деятельности, к переутомлению и повышенной отвлекаемости детей, к ошибкам при выполнении поставленных целей и задач.
Теоретическая основа исследования:
– исследования о взаимосвязи у детей дошкольного возраста движений руки с речью (В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, И.М. Сеченова);
– исследования о закономерностях речевого развития детей с разной речевой патологией (Л.С. Волковой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной);
– исследования о прямой зависимости мелкой моторики от степени сформированности тонких движений пальцев рук (О.В. Правдина, И.И. Панченко, М.Ф. Фомичева).
Цель: Изучить особенности развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи.
Задачи:
1.Рассмотреть влияние мелкой моторики на развитие речи;
2.Изучить особенности применения игр и упражнений для развития мелкой моторики;
3.Провести диагностику мелкой моторики детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Объект: Дошкольники с нарушением речи.
Предмет: Мелкая моторика детей с нарушением речи.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Влияние мелкой моторики на развития речи
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Развитие мелкой моторики начинается с ранних лет жизни ребенка. Для того, чтобы отследить развитие когнитивной сферы ребенка в целом, необходимо уделять внимание его реакции на внешние раздражители, хватательным рефлексам, тактильной чувствительности. По мнению одного из известных педагогов М.М. Кольцовой, нам не обязательно говорить с ребенком, для проведения диагностики его речевого развития.
Согласно закону психологического метаморфоза, сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, а затем развитие артикуляции слогов, которая представляется последовательным новообразованием и напрямую зависит от стимуляции мелкой моторики. Если развитие мелкой моторики соответствует возрасту ребенка, следовательно, развитие его артикуляционного аппарата находится в норме. Чем развитей пальчиковая активностей детей, тем выше их творческий потенциал и познавательный интерес.
Об этом в своих теоретических разработках нам упоминает известный итальянский врач и педагог - Мария Монтессори, которая соотносит каждое движение рук ребенка с маленьким открытием, новой складочкой в коре больших полушарий. Наши дарования и способности находятся на кончиках пальцев, так как данная чувствительность является прямым проводником к окружающему нас миру.
Для того, чтобы познать, необходимо соприкоснуться, почувствовать, послать данный зародившийся импульс в определенную область головного мозга, где произойдет переработка информации, стимул ближайших активных зон, после чего данные отправятся в хранилище бессознательного, являясь базой для дальнейшей активации анализаторов. Таким образом, необходимо с ранних лет жизни ребенка уделять особое внимание развитию тактильной чувствительности, которая определяет формирование артикуляционного аппарата и становление когнитивной сферы.
Работа по развитию мелкой моторики и, следовательно, развитию речи проходит в следующих направлениях:
• Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
• Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, ёжики, скалочки, семена).
• Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).
• Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
• Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
• Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
• Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
• Игры в сухом бассейне, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:
• Нахождение заданных предметов,
• Угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
• Использование методики Су Джок (работа с различными семенами):
• Сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Веселова Е. И. Игры и упражнения на каждый день для детей 4-5 лет с ОНР: ч. 2 [Текст] / Е. И. Веселова, Е. М. Скрябина. — М.: Сфера, 2015. — 64 с. — (Библиотека логопеда).
В книге представлены игры и упражнения на каждый день по лексическим темам, направленные на коррекцию психоречевой недостаточности у детей 4-5 лет с ОНР.
2. Горбунова, Е. Взаимосвязь нарушений мелкой моторики с нарушениями речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Горбунова, В. Юсупов, А. Артамонов // Дошкольное воспитание. — 2016. — №8. — С. 62-67.
В статье представлены авторские методики количественной диагностики нарушений развития мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста.
3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: сб. метод. рек. / сост. В. П. Балобанова. - Санкт - Петербург: Детство - Пресс, 2001. - 238, [2] с.
Сборник составлен из работ ведущих специалистов коррекционной педагогики и логопедов-практиков г. Санкт-Петербурга. Представлены критерии логопедической диагностики. Предложены схемы логопедического обследования детей разных групп с различной речевой патологией и перспективное планирование работы логопеда в дошкольном образовательном учреждении.
4. Жукова, Н. С. Логопедия: основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва: Эксмо, 2011. - 282, [6] с.
Пособие для развивающего обучения, осуществляемого родителями, воспитателями детских дошкольных учреждений и учителями.
5. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у детей: учеб. пособие / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: Литур, 2011. - 316, [2] с.
В книге излагаются современные представления специалистов об общем недоразвитии речи у детей. В сравнении рассматривается процесс усвоения ребенком родного языка в норме и патологии, с учетом этого разработана система поэтапного коррекционного обучения.
6. Захарова, Л. В. Календарно-тематическое планирование коррекционно-профилактической работы с детьми второй младшей группы [Текст] / Л. В. Захарова // Дошкольная педагогика. — 2016. — №2. — С. 53-57.
7. Земцова, О. Н. Секреты трудных звуков: учеб. пособие / О. Н. Земцова. - Москва: Махаон, 2008. - 127, [1] с.: цв. ил. - (Академия дошколят).
В книге представлены материалы, направленные на предупреждение и коррекцию речевых нарушений у дошкольников. Материалы изложены в легкой, доступной форме.
8. Козырева, Л. М. Развитие речи и мышления: развивающие задания для логопедических занятий / Л. М. Козырева. - Москва: АСТ: Астрель, 2006. - 128 с.
Пособие предназначено для использования на индивидуальных логопедических занятиях с младшими школьниками на этапе автоматизации звуков «с», «ш», «л», «р». Занятия помимо решения логопедических задач направлены также на общее развитие ребенка.
9. Логинова, Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия: Учебно-методическое пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. - М.: Форум, 2017. - 24 c.
10. Логопсихология: учебно-методическое пособие / авт.-сост. С.В. Лауткина. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 173 с.
11. Матросова, Т. А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т. А. Матросова. - Москва: В. Секачев, 2005. - 111, [1] с.: ил.
Пособие посвящено развитию речевых навыков детей с отклонениями в развитии. В книге обобщен многолетний опыт работы логопедов и педагогов детского сада компенсирующего вида в условиях инновационной деятельности.
12. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Под ред. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2013. – 240 с.
13. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. - М.: Academia, 2018. - 640 c.
14. Оглоблина И. Ю. Логопедический массаж: игры и упражнения для детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / И. Ю. Оглоблина, С. Ю. Танцюра. — М.: Сфера, 2015. — 64 с. — (Библиотека логопеда).
В пособии предлагается методика логопедического массажа, представлены комплексы артикуляционных упражнений и разнообразные их варианты на развитие мелкой моторики с элементами массажа.
15. Перегудова, Т. С. Система игр и упражнений для профилактики и коррекции нарушений речи у детей 5-8 лет [Текст] / Т. С. Перегудова, Е. В. Балакирева // Дошкольная педагогика. — 2016. — №8. — С. 44-47.
16. Приходько, О. Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / О. Г. Приходько // Специальное образование. – 2010. – № 2. – С. 68-81.
17. Речевые нарушения у детей: профилактика и методы коррекции: аннот. список лит. / сост. Т. В. Галицина ; Тюмен. обл. дет. науч. б-ка им. К. Я. Лагунова. – Тюмень, 2016. – 16 с.
18. Смирнова, И. А. Принципы логопедической диагностики нарушений речевого развития дошкольников [Текст] / И. А. Смирнова // Дошкольная педагогика. — 2016. — №5. — С. 16-18.
При проведении диагностики логопеду, помимо общепедагогических принципов, следует придерживаться таких принципов, как функциональный, онтогенетический, принцип квалифицированной оценки проблем в развитии речи, деонтологический.
19. Соловьева, Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 191 с.
20. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.